Повышение эффективности процессов, снижение непроизводительных затрат, рост производительности труда – задачи хоть и очевидные для любого предприятия, но очень непросто реализуемые, требующие не только профессиональных навыков у персонала, но и особого типа мышления, ориентирующего работников на поиск постоянных улучшений, вовлеченности, лидерства руководителей, командной работы, и конечно же знаний, позволяющих воплотить желание в практический результат.
Для подготовки персонала, охватывающей все эти направления ведущими компаниями мира, такими как Daimler, Toyota, создаются специальные центры практического обучения «Фабрики процессов».
Такая «Фабрика процессов» открылась в АО «Керченский металлургический завод», и в настоящее время является первой и единственной в Республике Крым.
10 ноября состоялся первый тренинг для руководителей и специалистов цеха стальной эмалированной посуды.
В процессе тренинга моделируется работа предприятия, занимающегося сборкой автомобиля. Предприятие находится в кризисном состояние, план не выполняется, затраты огромны, все работники работают не покладая рук, растут запасы, снижается качество.
Задача, которая стоит перед коллективом проста – повысить эффективность предприятия в 4 раза, сократить потери, стабилизировать процесс, сделать процессы прозрачными и управляемыми. Времени и ресурсов очень мало, а понимания в чем причина этого состояния и что нужно сделать, что бы выправить ситуацию еще меньше.
Для того, что бы решить поставленные задачи участники тренинга должны были научиться как:
- анализировать процессы,
- выявлять потери и узкие места,
- управлять процессом с помощью системы KPI,
- выстраивать потоки,
- быстро внедрять улучшения,
- считать экономику,
- фокусироваться на самом важном,
- организовать командную работу,
- выбирать и внедрять те инструменты Lean, которые будут максимально эффективны здесь и сейчас.
После распределения ролей (роль участника в реальной жизни не совпадает с ролью в процессе, что позволяет посмотреть на свою работу со стороны) начался производственный раунд (всего их три по 10 минут.) директор Скляр И.В. дал сигнал к началу смены, слесари МСР начали собирать, логист начал перемещать продукцию, работа закрутилась… результат смены оказался неожиданным для участников. Целевые показатели оказались не достигнуты, и предприятие приблизилось еще на один шаг к своему концу. Как отметил начальник цеха Архипова М.Г. – участник тренинга наступило отрезвление, реальное понимание своих возможностей и осознание того, что результат не случаен, а всегда закономерен.
После подведения итогов команда училась анализировать процессы, определила проблемы и факторы, повлиявшие на результат и сформировала план действий. После каждого раунда команда получала время на улучшение процесса. Понимание проблем дало понимание того, что нужно делать. Команда меняла процесс, перемещала персонал, делала хронометраж и пробные прогоны. К третьему раунду команда подошла серьезно оптимизировав процесс, изменив потоки и сократив численность.
По итогам третьего раунда не только был достигнут результат, но и определены еще больше возможностей для улучшения процесса, не смотря на то, что процесс был уже дважды оптимизирован. Как отметили все участники тот набор инструментов Lean и то особое видение процессов, которое сформировалось в ходе тренинга, позволили увидеть потенциал для улучшения в своей работе, в том числе как можно для достижения результатов использовать инструменты и принципы Lean, такие как SFM, встроенное качество, вытягивающее производство, стандартизованная работа, 5С и т.д., но самое главное стал понятен алгоритм выстраивания Lean процесса, который применим абсолютно ко всем видам деятельности. На обратной связи участники тренинга говорили в основном о том, что из полученного опыта нужно будет обязательно применить в своей работе и о тех улучшениях, которые будут внедрять уже завтра. Как правило каждый участник тренинга становится «агентом перемен» в своих коллективах